Get Even More Visitors To Your Blog, Upgrade To A Business Listing >>

Царский Санкт-Петербург: предусмотрительность госпожи Зигель

Читать историю красивого здания по фасаду — все равно что дешифровать картины Пуссена. Ни то, ни другое неспециалисту не под силу, потому приходится «копать».

Дом на пересечении улиц Социалистической и Марата в Санкт-Петербурге обратил на себя моё внимание сразу, как только такси подъехало к нашему временному жилищу.

Следующим утром аккурат напротив него мы увидели определенно не просто дом — небольшой особняк. Таблички, мол здание построено Бартоломео Растрелли и охраняется государством, нет, но и без неё было ясно, что дом этот необычный, слева и справа окружение выше этажностью, но ниже рангом.

Бывшая Николаевская, ныне улица Марата, 63. Санкт-Петербург.

Решили идти по кругу. Комплекс явно родственных зданий занимает целый квартал. Фабрика? С противоположной стороны особняка были обнаружены все ответы.

Огромная вывеска со стороны улицы Достоевского, бронзовые мишки-светильники охраняют вход. Завод электронных приборов времени «Хронотрон». Дата постройки здания отчетливо видна на фасаде — 1902.

Оставалось только отыскать историю всего комплекса.

Более ста лет на страже: два, обнимающих дуб медведя как символ силы и долголетия процветающего предприятия, 1902 год

Историю молодого инженера Курта Зигеля (Gottfried Kurt Siegel), известного в России как Курт Богданович Зигель, иначе как головокружительной не назовешь.

Мальчик появился на свет в простой семье в славном городе Лейпциге весной 1852 года.

Во второй половине XIX века в домах его родной Саксонии повсеместно появляются различные технические диковины: от центрального водоснабжения до отопления. Избрав профессию инженера, юноша со всей ответственностью подходит к учёбе и к двадцати пяти становится специалистом в области проектирования коммунальных сетей.

С хорошим образованием и скромной суммой денег, врученных родителями, в середине 1870–х молодой человек отправляется завоевывать столицу Российской империи, только–только начавшей внедрять центральное отопление, электрическое освещение и прочие новшества.

В 1876 году Курт Зигель был приглашён в Санкт-Петербург на машиностроительный завод Лесснера в «конструктивный отдел». Год спустя он стал владельцем этого предприятия.

Оказалось, что молодой человек обладал не только знаниями и идеями, но и коммерческой жилкой.

Пришло время обзаводиться собственной семьей и расширять бизнес, и Зигель женится на юной петербурженке Евгении Адамовне фон Гук (von Hueck, 1860-1940). Невеста — совсем дитя, всего четырнадцать, с собственными детьми можно подождать, зато есть время серьезно заняться любимым делом. Он молод, удачлив и готов рисковать.

Подпишитесь на наш Telegram - это удобный способ получения анонсов публикаций.

В 1877 году саксонский инженер-механик между улицами Ямской и Николаевской (ныне Достоевского и Марата) строит свою механическую мастерскую.

Уже через несколько лет территорию застройки придется расширять, именно поэтому на одном из фасадов нынешнего «Хронотрона» и стоит дата последней очереди строительства тогда уже Механического Завода Зигеля — 1902 год.

Для строительства завода был нанят известный архитектор того времени Иероним Китнер, ему же было поручено по-соседству с заводом построить дом для молодой семьи господина Зигеля.

Цайтверкхаус, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 40-44Е в начале XX века.

Особняк г-на Зигеля, начало XX века.

Изящный двухэтажный особняк Зигеля. Санкт-Петербург.

Жить рядом с местом работы оказалось удобно и фабрикант задумался о подобном удобстве и для своих рабочих. Да, львиную долю купленного на окраине Санкт-Петербурга участка земли заняли заводские корпуса, но нашлось место и для проживания семей рабочих.

По соседству с заводом вырастают строения в похожем стиле и лишь небольшой дом-особняк самого Зигеля выделяется иной архитектурой.

Использовать высококачественный обожженный кирпич предложил И. С. Китнер. Крашенные фасады во влажном питерском климате пришлось бы постоянно подновлять, а кирпич прекрасно зарекомендовал себя в восточной Пруссии — в нынешних Калининграде и Черняховске, в Литве и Латвии, в Швеции и даже на севере Италии.

Архитектор из Моравии не ошибся: уже нет ни его самого, ни Зигеля, а их совместный проект продолжает радовать глаз. Сейчас так уже не строят — уж точно не заводы.

Улица Достоевского. Санкт-Петербург.

В 1883 году в семье Зигелей родился наследник, назвали его Адамом.

Предприятие по производству механизмов и приборов, связанных с применением воды и газа в промышленности и быту, преуспевало. «Акционерное общество К. Зигеля» участвовало в создании системы канализации Петербурга, среди объектов были Екатерининский дворец, Исакиевский собор, обсерватория в Пулково…

Зигель уже конкурировал с самим Сименсом, и его бизнес шагнул за границы северной столицы: Зигель электрифицировал дома и улицы Екатеринодара (нынешний Краснодар), запускал электростанцию в Новороссийске.

В 1886 году Зигель заключил договор на проведение телефонной связи в Ростове-на-Дону. Для частных лиц оплата составляла 150 рублей в год. Число абонентов росло, и за 5 лет плата снизилась вдвое. За 20 лет эксплуатации телефонной сети в Ростове фирма Зигеля получила прибыль около 2 миллионов рублей.

Представительства компании открылись в Москве, Ревеле (Таллинн), Екатеринославе (ныне Днепропетровск).

Господина Зигеля не стало рано, он умер 1 октября 1908 года в возрасте 56 лет от стенокардии, сгорел на работе, последний приют обрел на Смоленском Лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

Евгения Зигель оказалась дамой прозорливой и вскоре вместе с сыном покинула Россию, перебравшись в Дрезден.

Позже их собственность, естественно, была экспроприирована Советами, но предусмотрительной фрау Зигель удалось избежать и ужасов революционных событий 1917-го в России, и не дожить до похода её соплеменников на Восток: её не стало в 1940.

Завод неплохо служил и служит новым хозяевам. Даже в годы войны в блокадном Ленинграде он выполнял важные оборонные заказы, изготовляя взрыватели для авиабомб, стабилизаторы для мин, запчасти к пулеметам и минометам.

Сыну Зигеля Альберту достались папины гены, он выучился и стал инженером и скульптором, а гены оказались столь сильны, что достались и внуку Курта Зигеля, ставшему архитектором и основателем бюро, строившего аэропорт в Штутгарте.

Такова почти счастливая история одного дома и одной семьи в огромном и прекрасном Санкт-Петербурге.

История ещё одного дома, но уже в Москве: Не дурак, а провидец — миллионер, чей дом нынче режимный объект

Всем счастливых дорог!



This post first appeared on Victor Travel, please read the originial post: here

Share the post

Царский Санкт-Петербург: предусмотрительность госпожи Зигель

×

Subscribe to Victor Travel

Get updates delivered right to your inbox!

Thank you for your subscription

×