Get Even More Visitors To Your Blog, Upgrade To A Business Listing >>

Москва-Париж: Третьяковы от мецената до агента НКВД

Сразу скажу, Третьяковская галерея в Москве — не самый любимый мною музей, как и Париж — не самый любимый из городов, но их связало время и эта нетривиальная история.

Первые залы Третьяковки с портретами тучнолицых московских бояр-царей откровенно пугают, позже — на картинах XVIII века — лица уже совсем иные.

Последние залы с ранними советскими «творениями» — без комментариев (( Такой шок не в каждом бесплатном музее испытаешь.

«Купание красного коня». К. Петров-Водкин, 1912.

«Гости». А.Е. Архипов, 1914.

Увидеть Рим таким — это сколько же надо выкурить… А.А. Дейнека, 1935.

По счастью к приобретению сих полотен легендарный создатель галереи Павел Михайлович Третьяков никакого отношения не имеет. Он коллекционировал иную живопись.

«Богатыри». В.М. Васнецов, 1898. Полотно приобретено П.М. Третьяковым.

Эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве. В.М. Васнецов десять лет посвятил росписи этого храма.

«Бабушкин сад». В.Д. Поленов, 1878. Дар галерее С.М. Третьякова.

Едва лишь принимаясь за коллекционирование русской живописи — а Павлу Третьякову на тот момент не было и тридцати, — он уже намеревался передать свою коллекцию Отечеству.

Вы не находите, что решение редкостное и для тридцатилетнего человека очень зрелое?

Он просто коллекционировал, он учился, скрупулезно вникая в технику восстановления картин, и выучился «подлечивать» старые полотна вполне профессионально.

Выдающиеся живописцы Репин, Саврасов, Перов, ежели необходимость к тому возникала, просили Павла Михайловича в виде одолжения заняться холстом, предпочитая не везти его к реставратору.

Но Павел Михайлович в семье был не единственным столь неординарным, у него был столь же талантливый младший брат Сергей, при этом оба не забывали и об общем семейном бизнесе, и кормившим, и позволявшим заниматься столь дорогим хобби.

Младший Третьяков тоже блестяще разбирался в искусстве, много путешествовал по Европе, и чтобы не конкурировать с братом, решил собирать немецкую и французскую живопись.

Однако если на выставке или аукционе в Европе появлялось стоящее полотно русского живописца, он первым помогал Павлу Михайловичу дельным советом в вопросе приобретения нового холста.

Чтобы обозначить масштабы столь благородного собирательства Третьяковыми русской живописи, приведу пример: полотна Верещагина покупались целыми сериями и в Москву доставлялись железнодорожными вагонами.

Третьяковская галерея.

Для собранной коллекции старший из братьев строит отдельное здание — галерею, которая в 1867 году была открыта для всеобщего и, заметьте, бесплатного посещения.

Это когда вся власть стала принадлежать народу, заводы рабочим, а земля крестьянам… вход в картинную галерею стал платным.

Подпишитесь на наш Telegram - это удобный способ получения анонсов публикаций.

Собрание западноевропейской живописи рано ушедшего брата Сергея и собственную коллекцию вместе со зданием галереи Третьяков старший в 1892 году преподнёс городу — это стало событием! На повторное открытие галереи специальным поездом из Петербурга прибыл сам император Николай II с семьей.

Год спустя выставочный комплекс получил название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Своё историческое здание в Лаврушинском переулке она занимает и сегодня.

Меж тем в семье Сергея Михайловича уже подрастал внук, названный в честь деда Сергеем, Третьяков Сергей Николаевич (1882-1944).

Сергей Николаевич Третьяков.

Умён, образован, он стал достойным продолжателем династии, был удачливым предпринимателем, входил в группу так называемых «молодых капиталистов».

Революцию не поддержал, осенью 1919 по приглашению Верховного правителя России Александра Васильевича Колчака прибыл в Сибирь.

Его считали возможным кандидатом на пост председателя Совета министров, но Колчак проиграл. В начале 1920 Сергей Николаевич сумел вывезти семью сначала в Харбин.

Вот теперь самое время перенестись в Париж, но не для того чтобы падать в обморок от красот города, — мы здесь с исследовательскими целями.

О прежней сытой жизни очень скоро пришлось забыть, он был на грани самоубийства и выкарабкался совершенно неожиданным образом — его завербовал НКВД.

В 1929 году его бывший заместитель в колчаковском правительстве Александр Окороков завербовал Третьякова в качестве агента ОГПУ (с 1934 года — НКВД).

Сложно осуждать человека, находящегося на грани жизни и смерти: он был сторонником ограничения монархии, его страны уже не было и вот появилась цель в жизни — он мог быть полезным новой России.

Теперь агент «Иванов» проживал в здании, где располагалась штаб-квартира РОВС. Новейшие прослушивающие устройства позволяли НКВД находиться в курсе всех планов руководства белой эмиграции.

Его невозможно было заподозрить в работе на Советы, только не его! Чужой среди своих — это про него.

Самое громкое дело: в 1937 при участии другого агента НКВД, генерала Н.В. Скоблина, был похищен председатель РОВС генерал Е.К. Миллер. Первый избежал подозрений и скрылся через квартиру Третьякова.

Чисто исследовательский интерес ведёт нас на 29 Rue du Colisée в VIII округ Парижа в район знаменитых Елисейских полей.

А здесь ничего нет…

Вернее ресторанчики и соседние здания остались целы, как в начале прошлого века, сносу и перестройке в бетонные коробки по невыясненным причинам подверглись лишь два здания — 29 и 31, поэтому даже на окна, где жил и работал один из самых удачливых предпринимателей царской России, потомок знаменитой купеческой династии меценатов Третьяковых взглянуть уже не получится.

В 1942 году последний из Третьяковых был арестован гестапо. Из случайно захваченного в Минске архива следовало, что он являлся советским агентом, а в квартире была обнаружена аппаратура для прослушивания…

Он был отправлен в Заксенха́узен (нем. KZ Sachsenhausen), нацистский концентрационный лагерь в городе Ораниенбург в Германии. Расстрелян 16 июня 1944 года.

Выдающихся Третьяковых больше нет, а их музей, как и память о них, останутся, наверное, навсегда.

Да, Третьяковка — не самый любимый мною музей, но при многочисленных исключениях.

«Мечтание». Т.А. Нефф, 1840.

«Неизвестная». И.Н. Крамской, 1883.

Как насчёт других российских музеев? Посмотрите сами.

Эрмитаж, Антонио Канова — последний классик скульптуры?

ГМИИ им. А. С. Пушкина: когда «подделка» не уступает оригиналу

Ну а если вы всё ещё в Париже, не забывайте о другом храме искусства. Вас ждёт Лувр.

Всем счастливых дорог!



This post first appeared on Victor Travel, please read the originial post: here

Share the post

Москва-Париж: Третьяковы от мецената до агента НКВД

×

Subscribe to Victor Travel

Get updates delivered right to your inbox!

Thank you for your subscription

×