Get Even More Visitors To Your Blog, Upgrade To A Business Listing >>

Россия и Средняя Азия. Орда или Евразия?

"Есть такая профессия - Родину защищать", - учил герой культового советского фильма "Офицеры" молодых красных командиров, расстреливая лидеров национально-освободительного движения в горах Таджикистана. Планировали ли коварные басмачи на своих верблюдах разорить ярославские огороды и изломать муромские березки, авторы фильма не разъясняют. Зато понятно, что родиной как раз басмачей и являлись эти пустынные горные отроги, но никак не родиной белокурых красных командиров. Десять лет воевали красноармейцы с басмачеством на просторах Средней Азии, девять лет давили танками жителей Афганистана, но прошли годы, победы и поражения уравновесили друг друга, и страны Средней Азии вновь обрели суверенитет. Где-то в них уже возродили государственный институт "пожизненного президентства", которого для краткости можно именовать шах. Короче, живут в соответствии со средневековыми традициями своей национальной Родины.
Но продолжают нас, в далеках от азиатов городах, волновать проблемы, с кем будут дружить хлопкоробы Узбекистана и киргизские чабаны? И как их дружелюбие повлияет на судьбу России в 21 веке?

Кадр из к/ф "Офицеры"



В последние месяцы все самые тревожные мировые новости приходят с Ближнего Востока и из окружающих его исламских государств. Причем генерируют их как общепризнанные враги цивилизации (то есть запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ), так и те, кого мы на протяжении многих лет считали друзьями. Речь, конечно, о Турции.
О том, как сегодня меняется исламский мир, кто стоит за переменами и чего нам еще стоит ожидать от соседей – в прошлом братьев по Советскому Союзу, корреспонденту «СПб ведомостей» Инессе ЮШКОВСКОЙ рассказал руководитель Санкт-Петербургского регионального центра Российского института стратегических исследований, доктор исторических наук, профессор Александр КОЛЕСНИКОВ.
По словам эксперта, и украинский кризис, и события на Ближнем Востоке – это часть некоего глобального плана, идеологи которого просто не видят на карте мира места для сильной России.

Бойцы ограниченного контингента в горах Афганистана (1979 - 1988)

– Александр Антонович, что случилось с Турцией? Даже оппозиционные Эрдогану газеты дуют в ту же дуду – про защиту национального суверенитета от попрания российскими ВКС... Странно видеть, как дружелюбные и гостеприимные люди, каковыми мы привыкли считать турок, вопреки собственным интересам с такой готовностью поддались воинственной риторике Эрдогана.

– Я уже 47 лет занимаюсь изучением культуры, истории и языка Турции. Да, защита национального суверенитета – вещь традиционно болезненная для турецкой нации, а потому сыграть на этой теме оказалось несложно. Турки, что называется, «закусили удила». Ярые последователи Реджепа Эрдогана и националисты из Партии националистического движения воспользовались инцидентом с Су-24 как предлогом в очередной раз продемонстрировать какую-то «особую турецкую миссию» в регионе и мире. Разыгравшие эту карту правящие круги Турции плюнули в лицо не только России, но и собственному народу.

Интересно, что в этой истории практически полностью ушла в тень фигура реально первого лица государства – премьер-министра Давутоглу, идеолога отношений Турции с ИГИЛ. Он несет такую же ответственность за содеянное, как и сам президент. То, что сделали Эрдоган и компания, отбросило Россию и Турцию на десятилетия в экономических и гуманитарных отношениях двух стран.


Советские и кубинские военные в Анголе (1975 - 1991)

Для справки.

По данным, представленным в книге С.Коломнина «Ангола-неизвестная война» (он работал в 1980-е там военным переводчиком), за период 1975 – 1991 гг. через Анголу прошли 107 генералов и адмиралов, 7211 офицеров - опытных и первоклассных спецов. Всего же там побывало около 12 000 советских военнослужащих. Перед командировкой, они проходили самую тщательную проверку на Родине на лояльность и профпригодность. 



– Ситуация со сбитым российским Су-24 стала для нас полной неожиданностью или какие-то предвестники эскалации все же наблюдались?

– Мы на многое долгое время закрывали глаза – и об этом прямым текстом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Все последние 10 – 15 лет шла активная исламизация Турции. Были преданы забвению заветы Ататюрка, и прежде всего – строить государство по светскому образу.

Мы знали, что в стране почти в 30 раз возросло количество мечетей, и то, что система мусульманского образования, которого практически не было при Ататюрке, сегодня состоит из более ста учебных заведений. Наиболее прогрессивные фигуры во власти в последние годы были сняты со своих постов, их места заняли сторонники исламистской партии. Армия, которая должна была хранить заветы Ататюрка, подверглась таким чисткам, какие сравнимы, пожалуй, с нашим 1937 годом: 400 офицеров и генералов были арестованы и посажены в тюрьмы якобы за готовящийся государственный переворот, 1,5 тысячи уволены. Остальные высшие офицеры оказались запуганы и деморализованы...

А недавно Давутоглу приехал в Баку и прямым текстом заявил: ни сантиметра земли нельзя отдавать армянам, мы вас в этом поддержим даже вооруженным путем. Ни один турецкий лидер такого себе не позволял прежде!

– Вы говорите – «мы знали». Речь об аналитиках РИСИ, подразделением которого является ваш центр? Откуда вы черпаете информацию для составления своих отчетов и прогнозов? Кем и как используется ваш главный продукт – аналитические материалы? С ними можно ознакомиться?

– Главное в работе РИСИ и центра в том числе – анализ текущей ситуации, прогнозирование ее развития с точки зрения обеспечения национальной безопасности. А это огромный круг вопросов – экономических, политических, оборонных, этноконфессиональных. Этот аналитический центр создан для того, чтобы администрация президента получала информационную подпитку из открытых источников и сама могла работать на открытую аудиторию. Часть наших материалов публикуется в открытом виде в журналах «Проблемы национальной стратегии», «Аналитические записки РИСИ» и 30 – 40 выпускаемых ежегодно монографиях, сборниках статей и документов на разные темы.

Например, недавно РИСИ выпустил трехтомник, посвященный событиям Первой мировой войны, – социоисторическое исследование, взгляд на те события с позиций сегодняшнего дня. Сейчас наш центр гуманитарных исследований готовит коллективные монографии, в которых дается оценка произошедшему в феврале и октябре 1917 года.

Но все же основная миссия РИСИ – подготовка аналитических материалов закрытого характера. Документы, подготавливаемые нами в рамках госзаданий для администрации президента, понятное дело, не предназначены для широкой публики. И это значительная часть материалов.

– И что аналитики-политологи говорят о том, что сейчас происходит в мире? События и процессы в последние год-два настолько уплотнились, что разобраться в происходящем людям все труднее...

– Происходит ровно то, что и должно происходить. Всегда, когда Россия (а ранее – Российская империя или Советский Союз) становилась сильнее, солиднее и весомее в мире, она начинала ощущать удары по себе. И эти удары, как правило, наносились в самые неожиданные время и место. Вот и теперь: только стала более-менее складываться национальная оборонная политика и подниматься промышленность, как мы сразу почувствовали не вполне, скажем так, дружелюбное отношение своих вчерашних партнеров.

У всех разнородных на первый взгляд и случившихся в разных точках мира событий (включая украинский кризис, события на Ближнем Востоке и в Турции) – одни и те же корни. Их авторы – идеологи глобального плана – не видят на карте мира места для сильной России. Именно поэтому нам приходится переносить удар за ударом. И они, по всей видимости, будут еще...

– Откуда вероятнее всего ждать?

– Последние 15 – 20 лет у нас (а в США – все 30 – 40) на слуху концепция Большой Центральной Азии – альянса, который включал бы в себя страны Средней Азии и Афганистан. Одной из главных задач БЦА является вывод региона из-под влияния России, Китая, Пакистана и Ирана. В госдепартаменте США для этого создано бюро по делам Южной и Центральной Азии, курирующее центральноазиатские страны наряду с Индией, Пакистаном, Афганистаном и др.

– Выходит, теория далеко не новая. Почему мы заговорили о ней именно сейчас?

– Помимо теории мы уже наблюдаем тяжелые, не в пользу России изменения в среднеазиатских государствах.

План БЦА в последнее время очень активно лоббируют американские посланцы в этих республиках. И это очень настораживает. Ведь главное в конфигурации БЦА – оттянуть, оторвать и отрезать среднеазиатские страны от России и тех объединений, которые мы пытаемся строить, – ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз.

Мне довелось проработать в некоторых из этих республик в течение десяти лет в качестве дипломата, и я неплохо представляю сложившуюся там ситуацию. После того как мы были вынуждены убрать оттуда наших пограничников (по просьбе суверенных Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии), границы практически открыты. И сами лидеры упомянутых стран говорят об этом вслух. Это значит, что первый удар будет сделан не по ним (там-то защищать территорию некому), а по нам.

– Но мы же создали ОДКБ...

– ОДКБ как идея прекрасна, но как реальная сила она по-настоящему, увы, еще не сложилась. Все, чем мы располагаем в Средней Азии: военно-воздушная база в г. Кант (Киргизия) и отдельные батальоны, которые должны в случае необходимости быстро перекрывать опасные направления. Но если проследить по карте, где находятся эти батальоны, а где американские базы и боевики (прежде всего афганские), картина сложится неутешительная.

– Есть и позитивные моменты. Например, американскую базу из бишкекского «Манаса» все же выселили.

– Я очень люблю Киргизию – удивительная земля с чудесной природой. Но на сегодняшний день это больное место Центральной Азии. Не везет республике на правителей. Почитайте, как там проходили последние выборы, кто пришел в парламент – в значительной массе совершенно не конструктивный, по большей части криминальный элемент. Сами киргизские деятели признают, что с каждыми выборами они теряют надежду на истинную демократизацию государства.

Закрытие базы – красивая видимость, реально же мало что изменилось. Главный ее элемент сейчас находится в недавно построенном американском посольстве на минус-первом, минус-втором и минус-третьем этажах. Там продолжают заниматься той же деятельностью, которой занимались на базе в «Манасе».

Практически все правители новейшей истории Киргизии, к сожалению, фигуры не всегда самодостаточные – кроме, пожалуй, Аскара Акаева, которому удавалось сохранять баланс севера и юга и таким образом поддерживать национальное согласие. Многие киргизские лидеры отдельных общественных организаций учились либо в Киргизско-Американском университете (ныне АУЦА – Американский университет в Центральной Азии), либо многократно «повышали квалификацию» в США, а теп


This post first appeared on Судьба России в XXI веке, please read the originial post: here

Share the post

Россия и Средняя Азия. Орда или Евразия?

×

Subscribe to Судьба России в Xxi веке

Get updates delivered right to your inbox!

Thank you for your subscription

×