Get Even More Visitors To Your Blog, Upgrade To A Business Listing >>

Теории морали в сериале Грань. Когда эгоизм и этика добродетели лучше, чем более совершенные теории морали?


Интересно, что мистическая тактика вознаграждения бескорыстных поступков, необходимость которой обнаружил Сиджвик, применяется в некоторых русских сказках. Назидательной цели сказок, воспитания доброты в детях, сложно добиться, если главный герой помогает другим из чувства долга или по договору. Например, Иван-царевич не говорит мужичку руки железны: "Дам тебе напиться, если потом будешь мне помогать", -- или: "Мой моральный долг не позволяет отказать тебе в просьбе". Иван-царевич помогает мужикчку бежать из тюрьмы из простосердечия и за это изгоняется из своего царства. Только в другом царстве, как бы в ином мире, его находит благодарность мужичка, который дает ему удивительную силу, с помощью которой царевич вызволяет Марфу-царевну из многочисленных неприятностей. Похожий сценарий появляется в сказке Морозко. Падчерица не жалуется на мороз в лесу из природной скромности, и награда ее находит как раз в том момент, когда она должна была бы уже окоченеть.
Подытоживая, можно сказать, что невозможность опровергнуть эгоизм без привлечения сверхъестественных сил приводит к тому, что современный утилитарианизм не может разобраться с вопросами справедливого разделения счастья в обществе. Каждый моральный поступок должен максимизировать всеобщее счастье -- это понятно. Но какой процент счастья должен кому достаться -- это предмет спора. Что еще более печально -- тень от этой нерешенной проблемы косвенно падает на современную демократию, которая сталкивается с тем же затруднением уже не на уровне моральной теории, а на уровне реальной политики. Радикальное решение -- способ вывести утлитарианизм из эгоизма -- до сих пор не найдено.

Другой тонкий момент, осознанный уже в двадцатом столетии, связан с неполнотой знания морального агента. Говоря языком, который мы уже использовали в философском анализе сериала Грань, это можно выразить следующим образом. Знания морального агента в момент принятия решения не выделяют строго один из возможных миров, а оставляют на выбор несколько вариантов, в каждом из которых один и тот же поступок будет иметь различные последствия.Пример: служащий Виктор Иванович проходит мимо пруда, в котором тонет мальчик. Мальчик не известен Виктору Ивановичу, но на улице стоит хорошая погода, и Виктор Иванович был когда-то мастером спорта по плаванью. Ему не представляет особого труда спасти мальчика и он прыгает в воду. Но оттого, что Виктор Иванович не знает мальчика возможны различные варианты последствий. Например, мальчик может оказаться сыном начальника Виктора Ивановича, тогда Виктор Иванович за свой хороший поступок получит так долго ожидаемое повышение. Но, с другой стороны, мальчик может быть просто мальчиком или даже мальчиком, больным каким-либо инфекционным заболеванием. Тогда Виктор Иванович рискует заболеть и возможно даже потерять работу. Современные утилитарианисты предлагают проводить усреднение по таким возможным последствиям морального поступка, но с какими весами брать варианты? Речь на самом деле идет о возможных мирах, а для усреднения по возможным мирам требуется знать количественное выражение похожести возможных миров друг на друга. Иначе это называется метрикой на пространстве возможных миров. Откуда ее взять? По крайней мере, философы, занимавшиеся возможными мирами, всегда избегали заходить так далеко. Сказать, что одни мир ближе к нашему, чем другой -- это еще можно понять. Но сказать насколько ближе количественно -- это уже слишком!

Таким образом, многообразие современных утилитарианских позиций делает затруднительным их использование для морального анализа сериала Грань. Тем более, что у нас появляется совсем необычный для традиционной этики вопрос: Надо ли учитывать счастье людей из параллельного мира Уолтернета в принципе максимального счастья для мира Уолтера? Два или более миров, населенных двойниками, ставят нелегкие задачи и перед утилитарианизмом, и перед категорическим императивом. В данном случае эгоизм и аристотелевская этика, при всех их недостатках, испытывают гораздо меньше трудностей. Именно ориентируясь на них, можно искать пути построения модельной теории морали, дающей возможность высказывать хоть какие-то моральные суждения о событиях и героях сериала Грань.


This post first appeared on НФ песни, please read the originial post: here

Share the post

Теории морали в сериале Грань. Когда эгоизм и этика добродетели лучше, чем более совершенные теории морали?

×

Subscribe to НФ песни

Get updates delivered right to your inbox!

Thank you for your subscription

×